shutterstock_252624025-pic905-895x505-48590

Источник: Институт Азиатских Исследований
 http://www.asiakz.com/dorogi-kotorye-nas-vybirayut

События последних лет последовательно доказывают, что landlock countries, то есть страны, не имеющие выхода к морю, чрезвычайно уязвимы перед экономической и политической погодой в международных отношениях. Причем кризисы могут их непосредственно не касаться, но последствия для них могут быть самыми тяжелыми. Ярким примером того, как проблемы в отношении третьих стран бумерангом бьют по нашей экономике, являются конфликты России с Украиной, западным миром и Турцией. У нашей страны со всеми перечисленными государствами очень хорошие отношения, но оказывается, что это не гарантия ни от чего – ссорятся они, а достается нам. В первую очередь пострадала отлаженная система поставок товаров, ввозимых и вывозимых из Казахстана.

Украино-российский конфликт повлиял на нас самым непосредственным образом. Все началось еще в «горячий» период, когда нашим дальнобойщикам приходилось доказывать украинским силовикам, что они не являются россиянами, – выстраивались километровые колонны. А с новым годом ситуация стала еще сложнее. Как известно, с 1 января 2016 года начало действовать то самое соглашение Украины и Европейского союза о зоне свободной торговли (ЗСТ), которое стало одной из причин роста напряжения между Украиной и Россией. По этому договору предполагается снятие импортных пошлин на 97 и 96,3 процента украинских и европейских товаров соответственно. С началом действия этого соглашения президент Владимир Путин подписал указ, приостанавливающий в отношении Украины действие аналогичного договора о создании ЗСТ на территории СНГ. Этот шаг можно понять – Москва вполне обоснованно испугалась, что действие одновременно двух договоров о зоне свободной торговли делает территорию Украины «прозрачной» для потока европейских товаров на европейский рынок. И так уже испорченные отношения позволили Путину без больших проблем разорвать с Киевом невыгодный России договор. Россия требовала сделать то же самое и от партнеров по ЕАЭС – Беларуси и Казахстана, но обе страны отказались.

Следующим шагом Путина стало запрещение транзита из Украины сразу через территорию России – согласно указу, они должны были попадать на российскую территорию с белорусской границы. Киев ввел ответные санкции, запретив товарам пересекать украино-российскую границу. Тем самым обе страны сильно осложнили положение не только друг другу, но и казахстанским покупателям – караваны наших дальнобойщиков оказались в плену санкций. В итоге за девять месяцев 2015 года экспорт товаров из Украины в Казахстан по сравнению с соответствующим периодом 2014 года снизился на 35 процентов.

Разумеется, логистические компании начали искать выход и нашли в форме созданного еще в 1998 году коридора ТРАСЕКА. 15 января Украина, Азербайджан, Казахстан и Грузия подписали протокол о льготных тарифах на грузоперевозки по этому маршруту в обход РФ. Согласно документу, государства ввели процедуры, которые упрощают движение поездов по Транскаспийскому маршруту. Этот маршрут стал длиннее, и на его пути оказались переправы через Черное и Каспийское моря.

Конечно, в сложной ситуации оказался украинский бизнес – поставки в Казахстан, Среднюю Азию, Монголию, Афганистан, Пакистан и частично Китай в денежном выражении составляют всего 5 процентов от экспорта страны. И хотя в деньгах это мало, но в физическом выражении это очень много. Дело в том, что в основном экспорт в этом направлении составляет металл, кокс, продукция машиностроения и продовольственные товары. Благодаря ТРАСЕКА грузы прошли из Украины до казахстанской станции «Достык» на границе с Китаем за 15,5 суток. Схема нового пути такова: Одесса – грузинский порт Поти (по морю железнодорожный паром) – столица Азербайджана Баку (по железной дороге) – Казахстан (морем на пароме) – «Достык» (по железной дороге).

Продолжение статьи найдите по ссылке: http://www.asiakz.com/dorogi-kotorye-nas-vybirayut

О авторе

Оставить комментарий

SQL запросов:53. Время генерации:0,873 сек. Потребление памяти:21.08 mb